http://goobs.narod.ru
::news
::about
::creative
::music
::chillout
::g-book
::forum
::links

 

Современная цифровая студия звукозаписи.

Глава 2. Из книги «Компьютер для музыкантов- любителей и профессионалов»

автор: Денис Дубровский
published 2.04.1999 http://www.midi.ru/

Техника и музыка.


Прежде чем начать знакомство с компьютерами, звуковыми картами и программным обеспечением, давайте заглянем в профессиональную студию звукозаписи и посмотрим, как создается современная музыка. Мы проследим весь путь композиции: от замысла музыканта до изготовления компакт-диска, и узнаем какие устройства применяются на тех или иных этапах работы. Этот экскурс будет весьма полезен - ведь нам предстоит при сочинении и записи своей музыки повторять те же самые шаги, только практически все устройства обработки звука будут заменены на их программные аналоги.

Процесс создания современной музыки крайне интересен - ведь времена, когда исполнение просто записывалось на пленку или другой носитель давно прошли. Теперь каждое устройство записи и обработки звука - это еще один инструмент, при помощи которого музыканты и продюсеры реализуют свои замыслы. Послушайте Pink Floyd [Пинк Флойд], Клауса Шульце, Майкла Олдфилда или любых представителей современных технократичных стилей. Что в их композициях больше завораживает: мелодии или особенная звуковая атмосфера, в которой спецэффекты невозможно отделить от партий музыкальных инструментов?

Однозначно ответить на этот вопрос тяжело - слишком тесно мелодии переплетаются со звуковыми и пространственными эффектами и становятся неотделимы друг от друга. Наиграйте-ка одним пальцем на фортепиано мелодию припева песни "Еще один кирпич в стене" группы Pink Floyd. Что получается? Мелодия проще некуда... А в исполнении этой замечательной английской группы незамысловатая последовательность нот приобретает просто угрожающее звучание. Получается такой эффект в результате творческого союза музыки и техники.

Однако, наличие высококлассного студийного оборудования и дорогих электронных музыкальных инструментов не является решающим фактором для создания хороших композиций. В новейшей истории музыки есть очень много примеров, когда альбомы, созданные на примитивной технике, завораживали миллионы людей. Кстати, за примерами далеко ходить не надо: альбом "Группа крови" группы "Кино" записывался на дешевом четырехканальном магнитофоне (прямо как Битлз...) под аккомпанемент ритм-машины и на средних инструментах. А звучат песни весьма оригинально, даже если не принимать во внимание отличные тексты. Причем Цоя никак нельзя причислить к выдающимся вокалистам, да и музыканты у него - не виртуозы. Но они, вместе с талантливым звукорежиссером Алексеем Вишней, "выжали" из доступного оборудования все, что было возможно. В результате получился альбом, который буквально сразу после выхода приобрел культовый статус.

В современной музыке создать что-то новое можно только путем непрерывных экспериментов. И очень часто нужный звук получается при помощи далеко не музыкальных средств. Но решающим фактором в этом процессе является никак не стоимость оборудования, или способность музыкантов извлекать из инструментов жутковатые скрежеты и хрипы. Главное - наличие оригинальных и свежих идей. Пускай не сразу все получается чисто технически. Если вы будете искать собственную неповторимую атмосферу композиций, а не слепо копировать западные аналоги, то рано или поздно получите интересные результаты.

Кстати, та же группа Pink Floyd нашла свой звук не сразу. Если вы послушаете ее ранние альбомы, то быстро убедитесь, что никакого намека на "Стену" там нет. Зато вы скорее всего обратите внимание на постоянные эксперименты со звуком. К чему они привели мы все уже знаем. Точно такой же путь прошли все пионеры разных стилей: безумные комбинации гитарных усилителей, которые выстраивали Джими Пэйдж и Ричи Блэкмор, привели к созданию тяжелого рока; без странных экспериментов с синтезаторами Kraftwerk [Крафтверк] и Клауса Шульце не было бы современной электронной музыки, а новаторскими идеями Брайена Ино до сих пор питаются многочисленные танцевальные и поп-роковые коллективы.

Из этой книги вы узнаете много полезной информации об использовании в музыке компьютера. Компьютер - это отличный инструмент, с помощью которого гораздо удобнее и быстрее делать многие вещи. Но вы не найдете ни одной "волшебной" программы, которая поставила бы вам звук и сочинила оригинальные композиции. И нет таких звуковых карт, которые бы сделали вас гениями электронной музыки. Даже программы-"самоиграйки" ничего не делают без вашего участия. Поэтому важно как можно больше экспериментировать, и не бояться проверять на практике самые странные идеи, которые приходят вам в голову.

Какие бывают студии и какие задачи они выполняют

Студия звукозаписи - это место, где рождается современная музыка. Как правило, в студии можно найти любое интересующее оборудование, а также получить помощь от квалифицированных специалистов. Но в звукозаписывающей индустрии сейчас нет такого единообразия, которое можно было наблюдать еще лет пятнадцать-двадцать назад. Сегодня можно выделить несколько основных групп студий, которые различаются по выполняемым задачам и техническому оснащению.

Крупные универсальные студии представляют из себя целые заводы по производству музыки: в разных помещениях могут записываться и симфонические оркестры, и экстремальные рок-группы, и передачи для радио. Стоимость их оборудования доходит до нескольких миллионов долларов, и большинство альбомов звезд мирового класса записываются именно там.

Преимуществом таких "заводов" является не только дорогостоящее оборудование, но и специально подобранная акустика помещений. Запись симфонической музыки может осуществляться только в таких условиях - современные электронные "штучки" здесь совершенно не подходят. Кроме этого, в таких студиях обычно записываются хоры, духовые оркестры, большие джазовые ансамбли - то есть музыкальные коллективы, звучание которых вырабатывалось не одно десятилетие, и чем больше звучание фонограммы соответствует эталону, тем лучше. Технология подобной записи проработана до мельчайших деталей, и простора для звукового творчества здесь немного.

Второй основной тип студий - это project [проджект] студии. Они ориентированы на запись музыки определенного стиля. Их оборудование гораздо скромнее, чем у предыдущей группы. Большинство современных альбомов записывается именно там.

Основным достоинством таких студий является специальный набор оборудования, который будет полезен при работе над определенным стилем музыки. Сами понимаете, что для техно и хард-рока нужна абсолютно разная техника. В первом случае требуется студия, доверху "напичканная" компьютерами, синтезаторами, драм-машинами и другой специфической аппаратурой. Для записи хард-рока важно иметь специальное помещение для записи барабанов, большое количество гитар очень высокого класса, гитарных усилителей и "примочек". Кроме этого, звукорежиссер, всю свою творческую жизнь записывавший традиционные гитарные коллективы вряд ли быстро справится с записью альбома в стиле техно - слишком разные там приемы работы. Поэтому еще одним достоинством таких студий является наличие высококласных технических специалистов, ориентированных на конкретный стиль музыки.

Третий тип - это post-production [пост-продакшн] студии (студии пост-производства). В них готовые фонограммы (записанные в других студиях) обрабатываются для дальнейшего конкретного применения - делаются варианты для телевидения и радио, для записи на компакт-диск и кассеты и т.д. Кроме этого именно в таких студиях выполняется озвучивание видеоматериалов, делается монтаж передач радио и т.д.

Последний класс - это личные студии музыкантов и композиторов. Здесь можно встретить любое оборудование - от самого дешевого, до звукозаписывающих систем топ класса. Их объединяет только одно - музыканты создают такие студии исключительно под себя и руководствуются при этом соображениями собственного удобства и размером кошелька.

Сейчас иметь небольшую домашнюю студию стало нормой практически для любого профессионала. Преимущества такого решения очевидны - можно спокойно сосредоточиться на творчестве и не думать о технических и организационных проблемах. Кроме этого, для любого музыкального коллектива и исполнителя стало нормой иметь демонстрационную запись (ее часто называют просто "демо"). Любой продюсер или менеджер клуба обязательно спрашивает при встрече кассету с оригинальным материалом. Так как к таким записям нет высоких требований по качеству исполнения, делать их в коммерческих студиях просто экономически невыгодно. Гораздо проще все работы выполнить дома на простейшем оборудовании. Поэтому небольшие домашние студии очень часто называют демо-студиями. В этой книге вы найдете практически всю информацию, необходимую для создания небольшой компьютерной демо-студии.

Несмотря на то, что для записи различных стилей музыки применяется разное оборудование и сильно отличаются приемы работы, в целом процесс создания конечной фонограммы в разных студиях выглядит примерно одинаково. При записи своих композиций вы тоже будете повторять эту выработанную годами цепочку действий, даже если в вашем распоряжении есть только компьютер, оснащенный недорогой мультимедийной звуковой картой. Для того, чтобы познакомиться с основными этапами работы мы сейчас заглянем в небольшую project-студию, которая работает в одном из современных направлений электронной музыки, и понаблюдаем за тем, как музыкант-аранжировщик сочиняет свои композиции, а звукорежиссер их записывает.

Цифровые синтезаторы и секвенсеры

Основными помощниками современного музыканта-аранжировщика являются цифровые синтезаторы. Эти устройства могут имитировать звучание любых музыкальных инструментов: от рояля и струнной группы симфонического оркестра до ситара или банджо. И если раньше сочинителям приходилось приглашать других музыкантов для того, чтобы послушать результаты своего труда, то теперь при помощи любого цифрового синтезатора можно сразу же проверить звучание композиции.

Синтезаторы - это устройства для синтеза звука. Они бывают нескольких основных типов, но наибольшее распространение сейчас получили инструменты, которые работают по принципу воспроизведения семплов (sample playback [сэмпл плэйбэк]). В их постоянной памяти (ROM [ром] - Read Only Memory - память только для чтения) хранятся семплы с записью реальных акустических и электронных музыкальных инструментов, которые воспроизводятся с разной высотой под управлением клавиатуры. Таким образом один исполнитель может имитировать звучание целого оркестра - обычно в серийных синтезаторах такого типа есть образцы звучания струнных и духовых секций, а также многое другое, включая ударные и этнические инструменты.

Кстати говоря, производители мультимедийных звуковых карт упорно называют такой тип синтеза термином wave-table [вэйв-тэйбл] - волновая таблица. Несмотря на то, что это не совсем правильно (настоящие wave-table синтезаторы безумно дороги и мы не будем о них рассказывать в этой книге), в главах о звуковых картах мы будем пользоваться именно таким термином. Но всегда следует помнить, что на самом деле во всех мультимедийных синтезаторах используется принцип воспроизведения семплов.

Синтезаторы так бы и остались простыми музыкальными инструментами с очень широкими исполнительскими возможностями, если бы не были созданы секвенсеры. Эти устройства запоминают последовательность нажатия клавиш на синтезаторе и любые другие действия с органами управления - то есть запоминается вся управляющая информация. В результате, синтезатор с секвенсером превращается в настоящий музыкальный автомат, который способен повторить все действия музыканта.

Преимущество записи управляющей информации в секвенсер, перед записью звука того же синтезатора на цифровой магнитофон, заключается в том, что в любой момент времени музыкант может внести изменения в созданную аранжировку. В любом секвенсере такие операции редактирования осуществляются крайне просто. Причем совершенно необязательно заново переигрывать партии инструментов. Можно отредактировать любую отдельно взятую ноту: поменять ее высоту, длительность или громкость.

Кроме этого, управляющий код занимает несравнимо меньше места, чем оцифрованный звук, поэтому секвенсерам не требуется для работы специальных носителей типа ленты или жестких дисков большого объема. Обычно все партии, записанные в секвенсер сохраняются во внутренней памяти устройства или "скидываются" на дискеты. Файл с секвенсерной записью десятиминутной композиции, состоящей из 16 инструментальных партий занимает место, не превышающее 100 Кб, то есть на обычной 3.5-дюймовой дискете помещается более двух часов такой записи! Для сравнения - на той же дискете можно сохранить лишь не больше 8 секунд цифрового стерео звука!

Такой способ создания композиций настолько удобен, что есть даже целый класс устройств, которые называются "рабочими станциями", - это sample playback синтезатор и секвенсер, размещенные в одном корпусе. Но производители выпускают и секвенсеры, размещенные в отдельном корпусе - эти устройства могут работать с любыми типами синтезаторов.

Первые секвенсеры работали только с синтезатором конкретной модели. Однако в начале 80-х годов ведущими производителями музыкальных инструментов был принят стандарт единого интерфейса, который позволял совмещать синтезаторы и секвенсеры разных моделей и фирм. Этот интерфейс получил название MIDI [миди] (Musical Instruments Digital Interface - Цифровой интерфейс музыкальных инструментов). То есть любой синтезатор соединяется с секвенсером посредством MIDI (это относится и ко встроенным секвенсерам рабочих станций).

Стандарт MIDI позволил не только совмещать синтезаторы и секвенсеры разных производителей, но и стандартизировать принципы управления синтезаторами разных моделей. То есть, покупая новый инструмент и зная основные принципы работы MIDI, вы можете с ним разобраться, практически не прибегая к руководству пользователя. Такая стандартизация позволяет управлять и одним синтезатором с помощью органов управления другого - сейчас достигнута полная интеграция инструментов разных производителей. Она привела и к созданию звуковых модулей - синтезаторов без клавиатуры, которые можно использовать с любым другим MIDI устройством.

Цифровая природа MIDI позволила совместить этот интерфейс и компьютер, то есть любой современный компьютер при наличии соответствующей программы и дополнительной платы MIDI интерфейса может выступать в качестве секвенсера. Причем работать с такими программами гораздо удобнее, чем с автономными "коробочками". А единый стандарт позволяет автономному и компьютерному секвенсерам обмениваться данными, ничего не теряя.

Другие типы синтезаторов

У синтезаторов, которые работают по принципу воспроизведения семплов есть недостаток - они только имитируют звук реальных акустических и электронных инструментов. В силу этого, звуки-имитаторы редко используются при работе над серьезными композициями. В первую очередь, это касается "живых" инструментов - гитар, духовых, струнных и т.д. Но и чисто синтетические звуки в sample playback синтезаторах тоже позаимствованы.

На самом деле, существует огромная группа музыкальных инструментов, представляющих из себя "истинные" синтезаторы, в которых звук действительно синтезируется, а не воспроизводятся готовые образцы звучания. В первую очередь это старые аналоговые синтезаторы, которые обладают удивительно "теплым" и глубоким звучанием, и цифровые FM-синтезаторы (FM [эф-эм] - Frequency Modulation - Частотная модуляция). Все эти инструменты давно сняты с производства, однако музыканты упорно продолжают их использовать в своей работе, несмотря на множество неудобств старой техники.

Если в sample playback синтезаторах в качестве источника звука выступает семпл - цифровая запись звучания реально существующего инструмента, то в старых аналоговых и FM-синтезаторах звук рождается в генераторе (в FM-синтезаторах он называется оператором) - устройстве, способном производить переменный электрический сигнал, который в акустических системах преобразуется в звук. Любой "истинный" синтезатор имеет как минимум два генератора, сигналы которых могут смешиваться между собой, в результате чего меняется тембр звука. Сигнал, поступающий от генераторов обрабатывается фильтрами и эффектами, что также изменяет звук.

FM-синтезаторы производились только фирмой Yamaha и словосочетание FM-synthesizer, на самом деле, является ее товарным знаком. Такое название этот принцип синтеза получил от частотной модуляции - процесса управления высотой сигнала одного генератора при помощи сигнала другого генератора. Мы сейчас не будем подробно останавливаться на FM - принципы этого типа синтеза звука будут подробно излагаться в седьмой главе. Здесь же стоит сказать, что по созданию всевозможных жутковатых "завывающих" звуков и огромного количества спецэффектов у FM-синтезаторов просто нет конкурентов.

Главным преимуществом старых аналоговых и FM-синтезаторов является возможность управления в реальном времени всеми элементами синтеза. Это означает, что на верхней панели таких устройств есть целая куча ручек управления, вращая которые, вы можете добиваться изменений в звуке. Это приносит в исполняемую партию новые краски и "дыхание", которые принципиально не достижимы на sample playback синтезаторах. Однако старая синтезаторная техника имеет множество недостатков, в том числе неточность строя, отсутствие MIDI интерфейса, и соответственно - совместимости с современными секвенсерами, да и возраст дает о себе знать: множество сохранившихся раритетных инструментов имеют те или иные поломки, которые, порой, устранить очень тяжело.

В последнее время все большую популярность завоевывают синтезаторы, которые работают по принципу физического моделирования звука. Многие такие устройства имеют звук очень близкий к старым аналоговым синтезаторам, Но и имитация реальных музыкальных инструментов тоже удается им очень хорошо (особенно духовых). Пионерами в области физического моделирования были фирмы Korg и Yamaha - они выпустили в середине 90-х годов первые такие устройства.

Физическое моделирование предусматривает использование математических моделей звукообразования реальных музыкальных инструментов для генерации в цифровом виде соответствующих волновых форм, которые затем просто конвертируются в звук при помощи ЦАП.

Пояснить такой способ синтеза нам поможет следующий пример. В акустике есть точные математические описания явлений, происходящих в саксофоне - в качестве источника колебаний воздуха выступает трость, затем звук усиливается и тембрально окрашивается в резонаторе, в качестве которого выступает изогнутая металлическая труба (мы рассматривали физические основы звукообразования у духовых инструментов в первой главе).

Когда на клавиатуре синтезатора, работающего по принципу физического моделирования, нажимается какая-то клавиша, то он на основе известных математических моделей сначала рассчитывает сложные колебания воздуха, которые возникают под влиянием движений трости, и на основании этих расчетов создает цифровое подобие этих колебаний. Затем рассчитываются все изменения, происходящие со звуком в резонаторе и, согласно этим вычислениям, модифицируется произведенная ранее цифровая модель. Остается только преобразовать цифровую модель звука в электрические колебания, с чем успешно справляется ЦАП.

При имитации старых аналоговых синтезаторов все происходит точно также: математические модели процессов, происходящих в генераторах и разных фильтрах давно известны. Синтезатору остается только рассчитать и построить цифровые модели сигналов.

У современных синтезаторов, работающих по принципу физического моделирования есть важное достоинство: как и на старых инструментах управление процессом синтеза осуществляется в реальном времени при помощи большого количества регуляторов на верхней панели устройств. Причем данные об изменениях положения регуляторов автоматически передаются через MIDI интерфейс и вы можете записать их в любой секвенсер - этой возможности были лишены старые инструменты.

Сэмплеры

Вы когда-нибудь думали о том, что можно из своего собственного голоса сделать хор? Причем петь не "вживую", а воспроизводить свой голос с синтезаторной клавиатуры: брать полноценные аккорды и играть басовую линию? Такую возможность нам предоставляют семплеры.

Семплеры - это ближайшие "родственники" sample playback синтезаторов. Только вместо постоянной памяти у них установлена оперативная память большого объема, куда пользователь может записать любые звуки, а потом воспроизвести их с разной высотой, играя на клавиатуре. Например, процесс превращения вашего голоса в хор выглядит следующим образом: вы берете микрофон, подключаете его к семплеру, нажимаете на кнопку записи и поете ноту "До"; после этого запись выключается и при помощи нескольких нехитрых операций вы указываете устройству, что записанный вами семпл соответствует именно ноте "До". Теперь нажимаем клавишу "До" на клавиатуре и слышим свой голос. Нажимаем ноту "Ре" и ваш голос начинает "петь" именно эту ноту. Берем аккорд "До мажор" и семплер вашим голосом воспроизводит его.

"Прадедушкой" современных семплеров был очень необычный инструмент под названием меллотрон. Его использовали в своей работе очень многие звезды начала 70-х годов, начиная от Beatles и Led Zeppelin и заканчивая King Crimson. Меллотрон представлял из себя фортепианную клавиатуру, каждая клавиша которой запускала воспроизведение своей закольцованной магнитной ленты. На ленту предварительно записывались звуки разной высоты.

Современные семплеры вместо закольцованной магнитной ленты используют микросхемы памяти. Такой способ записи имеет важное преимущество - с записанным материалом легко можно производить любые операции редактирования, в том числе, и закольцовывание - это когда записанный семпл воспроизводится в "кольце" до тех пор, пока нажата клавиша на клавиатуре.

Одна из самых главных областей применения семплеров - это максимально реалистичная имитация "живых" музыкальных инструментов. Sample playback синтезаторам это удается гораздо хуже, так как в них применяется технология компрессирования (сжатия) данных - производители стараются в 10-20 Мб постоянной памяти записать как можно больше образцов звучания.

У профессиональных семплеров память, в среднем, расширяется до 128 Мб. Отсюда просто феноменальные по своей реалистичности имитаторы "живых" инструментов.

Другая область применения семплеров - современная танцевальная музыка. Во-первых, семплеры хорошо справляются с имитацией старых аналоговых синтезаторов, а во-вторых, они очень часто используются для воспроизведения барабанных петель (лупов) и записанных музыкальных фраз (грувов). Последние приемы очень удобны, когда вы хотите "сконструировать" композицию, тем более, что заготовки для такой деятельности выпускаются в изобилии.

Еще одно достоинство семплеров - просто безграничные возможности по расширению. Любой sample playback синтезатор имеет столько звуков, сколько производитель записал в постоянную память. Для семплеров же существует огромное количество библиотек звуков на компакт-дисках. Существуют специальные библиотеки для работы в самых разных стилях музыки и их количество исчисляется сотнями для каждой конкретной модели семплера. А ведь можно создавать звуки и самостоятельно...

К недостаткам семплеров следует отнести очень медленную и неудобную работу с ними. Ведь вам требуется каждый раз загружать звуки заново - оперативная память теряет всю информацию при выключении питания. Причем время загрузки может достигать и нескольких минут, если объем исходных семплов очень велик. Кроме этого, семплеры требуют гораздо большей квалификации пользователя, чем sample playback синтезаторы.

Запись композиции

Процесс сочинения первых набросков будущей работы выглядит примерно так: музыкант-аранжировщик садится за синтезатор, выбирает необходимый звук из библиотеки, находящейся в памяти инструмента, включает секвенсер (автономный или компьютерный) на запись и начинает импровизировать. Секвенсер записывает его игру. После этого музыкант прослушивает запись, отбирает наиболее удачные участки импровизаций и сохраняет их. Из этих фрагментов и создается черновой набросок будущей композиции.

Итак, аранжировка в общих чертах готова. Она записана в секвенсере. Теперь наступает время доводить ее до "ума". Обычно это делается путем записи партий "живых" инструментов (если они предусмотрены), более тщательного подбора звучания синтезаторов или семплеров, и создания чисто техническими методами особой атмосферы композиции. Здесь-то композитор и звукорежиссер начинают активно использовать различную студийную технику.


Рис. 2.1. Схема небольшой профессиональной студии

На Рис. 2.1. представлена схема типичной маленькой профессиональной project-студии, в которой нынешние музыканты реализуют свои проекты. Настоящие студии могут отличаться от этой устройствами для записи звука (вместо магнитофонов часто используются устройства записи на жесткий диск), количеством используемых процессоров эффектов или синтезаторов, но их структурная схема всегда очень близка к этой.

Если аранжировка делалась при помощи автономного секвенсера или на рабочей станции, то первым делом звукорежиссер "перегоняет" ее в компьютерный секвенсер. Программно реализованные секвенсеры гораздо удобнее в работе. Однако это не единственная причина таких действий звукорежиссера. MIDI интерфейс применяется не только для связи синтезаторов и секвенсеров. В настоящее время им оборудуются практически все студийные устройства. В современной студии компьютер, оборудованный MIDI интерфейсом и программным секвенсером, становится центральным устройством, которое управляет всей остальной аппаратурой. Именно поэтому звукорежиссер начинает свою работу с "перегонки" аранжировки в компьютер - так просто удобней работать.

Синтезаторы или семплеры, которые работают в связке с секвенсером отлично подходят для создания "скелета" композиции и подавляющего количества специфических эффектов или необычно звучащих музыкальных фраз. Но если в пьесе или песне требуются партии любых "живых" инструментов, то профессионалы предпочитают не пользоваться их синтезаторными имитаторами. При помощи синтезатора практически невозможно получить многие нюансы звучания реальных инструментов - для этого просто не хватает органов управления. А отсутствие нюансов приводит к тому, что запись становится очень монотонной и "механической"

Правда, в некоторых случаях, в современных стилях музыки применяют комбинированную запись: ритмические и подкладочные (находящиеся на заднем плане) партии записывают при помощи синтезаторов или семплеров, а солирующие - "вживую" на магнитофон (естественно, если солирует не синтезатор). При таком варианте записи "живые" инструменты находятся на переднем плане, они маскируют синтезаторное происхождение инструментов, находящихся сзади. Обычно так поступают при малом бюджете проекта, или когда на работу с музыкантами-инструменталистами не хватает времени.

Для студийной записи применяются особые магнитофоны. Они позволяют работать с несколькими раздельными каналами, поэтому их называют многоканальными магнитофонами или мультитрекерами. Все инструменты записываются независимо друг от друга, и каждый из них можно прослушать отдельно на своем канале. В небольших студиях обычно работают 8-канальные магнитофоны, в средних project-студиях стоят 16- и 24-канальные, а в крупных студиях число каналов магнитофонов доходит до 48 или 64! То есть можно раздельно записать до 64 музыкальных инструментов.

Но как сделать так, чтобы секвенсерная и "живая" запись воспроизводились совершенно синхронно? Для решения этой задачи в свое время были разработано несколько стандартов синхронизации. Если секвенсер и многоканальный магнитофон поддерживают один из этих стандартов, то они совершенно спокойно работают в единой системе. На Рис. 2.1 как раз показан компьютер с программным секвенсером, который синхронизирован с многоканальным магнитофоном. Работать с такой связкой очень просто - команды управления записью и воспроизведением секвенсера распространяются и на магнитофон, который выполняет совершенно идентичные действия.

Когда требуется записать партии "живых" инструментов или вокал, к многоканальному магнитофону подключается микрофон или любой из электроинструментов, в компьютерном секвенсере включается воспроизведение уже готовых фрагментов композиции, синтезатор фрагмент проигрывает, а на синхронно работающий магнитофон в это время записывается, например, электрогитара. Таким же образом "накладываются" другие инструменты и голоса вокалистов.

В первой главе мы говорили о реверберации помещения - естественном рассеянном эхе, которое воспринимается как характерный гул. Так как комнаты для записи инструментов и вокала со специально подобранной акустикой очень дороги, в небольших студиях обычно используются "заглушенные" помещения - на стены развешивается поглощающий звук материал, в результате реверберация не возникает. То есть на магнитофон записывается "сухое" звучание инструментов, а чтобы оно было глубоким и естественным, реверберацию добавляют на следующих этапах работы электронным способом.

Сведение композиции

Итак, в секвенсере студийного компьютера записаны все синтезаторные партии, а на синхронно работающем многоканальном магнитофоне - партии "живых" инструментов. Наступает время "сведения" композиции - перезаписи на обычный магнитофон (аналоговый или цифровой DAT).

Во время этого процесса композиции придается окончательный блеск: производится коррекция тембра партий "живых" инструментов, добавляются эффекты, выставляется оптимальный уровень инструментов и их расположение в стереопанораме. При сведении как раз и появляется необходимость в творческой работе со студийным оборудованием. Каждый эффект становится еще одним выразительным средством.

Многие музыканты и композиторы последний этап работы переносят в более серьезные студии, чтобы получить доступ к мощным и разнообразным процессорам эффектов или устройствам обработки звука. Все современное звукозаписывающее оборудование приведено к нескольким основным стандартам, поэтому всегда можно найти студию в которой имеется совместимое оборудование.

Еще раз обратимся к нашей схеме (Рис. 2.1). При сведении выходы синтезатора и многоканального магнитофона (у него каждый канал имеет отдельный выход) подключаются к микшерскому пульту.

Микшер - это устройство, при помощи которого смешиваются звуковые сигналы, поступающие от разных источников. У каждого сигнала можно не только отрегулировать относительную громкость, но и определить его место в стереопанораме, а также откорректировать тембр. Сигнал можно отправить на внешнее устройство обработки (например - процессор эффектов), а после нее вернуть назад. На нашей схеме нарисовано четыре подключенных процессора для обработки различными эффектами сигналов с многоканального магнитофона, но процессоров может быть любое количество (точнее - столько, сколько позволяет подключить микшер).

К одному из выходов микшера подключается студийный усилитель со специальными акустическими системами (они обычно называются контрольными мониторами) для контроля звука, а к другому - магнитофон, на который записывается итоговая фонограмма.

Система контроля звука в студии во многом определяет качество итоговой записи. Ведь, чтобы проводить точную корректировку тембра или правильно выставить конечный баланс дорожек, нужно просто слышать, что происходит со звуком. Контрольная акустика должна передавать звук без искажений, чтобы результат сведения получился предсказуемым. В силу этих причин в студиях используются специальные контрольные усилители и мониторы, цель которых - максимально точная передача звука. Обычные Hi-Fi усилители и колонки звук искажают практически всегда, причем производители такой техники иногда специально подбирают частотную характеристику таким образом, чтобы их изделия обладали максимально комфортным для слушателя звуком. Но максимальный комфорт и точная передача - вещи совершенно разные, поэтому Hi-Fi колонки и усилители для серьезного сведения совершенно не пригодны.

К магнитофонам, на которые производится сведение (они называются мастер магнитофонами, а итоговая фонограмма - "мастером") предъявляется такое же требование - они должны минимально искажать звук. На сегодняшний день в небольших студиях чаще всего применяются цифровые DAT-магнитофоны. Однако во многих студиях более высокого класса сведение производится на аналоговые катушечные магнитофоны, которые работают на скорости 38 см/с.

Процесс сведения обычно выглядит следующим образом. Сначала звукорежиссер прослушивает синтезаторные партии и каналы магнитофона отдельно. Это делается для того, чтобы проконтролировать партию каждого инструмента. Когда все инструменты звучат вместе, более громкие маскируют тихие, и не всегда можно заметить погрешности исполнения. А при прослушивании каждой партии все ошибки моментально становятся очевидными. Если ошибки обнаруживаются, то все места переписываются заново.

После этого звукорежиссер приблизительно выставляет на микшере относительный уровень всех инструментов, и начинается этап корректировки тембра. На нем "живые" инструменты подгоняются друг к другу при помощи эквалайзеров, а в синтезаторах одни звуки могут заменяться другими для более слитного звучания композиции. Если обнаруживается, что звучание каких-то инструментов не соответствует друг другу и при помощи эквалайзеров это не "лечится", то запись переделывается заново с другими инструментами.

На этом же этапе обычно производится динамическая обработка сигналов. Чаще всего используется сужение динамического диапазона сигналов (компрессирование) различных инструментов. В результате партии инструментов начинают звучать гораздо ровнее и их легче становится микшировать.

Когда композиция начинает звучать более или менее прилично, звукорежиссер приступает к обработке различных партий эффектами. Мы уже говорили, что в небольших студиях инструменты записываются в помещении, в котором отсутствует реверберация. В результате запись получается не очень выразительной - инструменты звучат очень "сухо", в их партиях отсутствует глубина. Для того, чтобы придать фонограмме законченный вид, все инструменты обрабатываются при помощи цифровых процессоров эффектов - устройств, способных производить различные эффекты, в том числе, и реверберацию.

Завершается процесс сведения композиции окончательным выставлением уровня всех инструментов, разведением их по панораме и перезаписью на мастер-магнитофон. На самом деле, в любой студии делается несколько вариантов итогового сведения, чтобы в последствии можно было отобрать лучший. А все дальнейшие действия по подготовке компакт-диска или изготовлению нескольких вариантов фонограммы для радио и телевидения производятся уже с обычной стерео мастер-записью.

Вот, вкратце, и весь процесс сочинения и записи композиции в современной студии. Теперь мы попробуем более подробно разобраться с устройствами, при помощи которых выполняются все работы по созданию фонограммы.

В печатном издании, в этой главе вы также сможете прочитать следующие параграфы:
- Устройства для многоканальной записи
- Обработка звука и эффекты: компрессор, пороговый шумоподавитель, эквалайзер, дилэй, ревербератор, хорус, флэнжер, эффекты перегрузки
- CD-мастеринг.
- Заключение

Все права на распространение данной статьи принадлежат Денису Дубровскому (dd@dio.ru).

 

Hosted by uCoz