http://goobs.narod.ru
::news
::about
::creative
::music
::chillout
::g-book
::forum
::links

 

ReBirth RB-338 2.x Manual

1. Описание

ReBirth 2.x (далее RB) представляет собой программный эмулятор легендарного синтезатора Roland TB-303, послужившего основой транс-музыки. В любом произведении в стиле транс да и не только можно услышать его волшебные звуки. В RB реализованы целых 2 TB-303, а также еще две не менее легендарных драм-машины - TR-808 и TR-909. В принципе, программа имеет свой аналог "в железе" - это Roland MC-303(505) Groovebox. "Железный" вариант стоит порядка $550, когда программа обойдется в 70-80р. за диск. Преимущество очевидно. Только не надо сейчас вопить про достоинства железки, про независимость от PC и т.д. Этот сайт посвящен созданию музыки в домашних условиях, т.е. с минимальными капиталовложениями и при помощи подручных средств. Поэтому обходиться будем программными средствами. Итак, поехали.

Окно программы выглядит так:

В верхней части находится транспортная панель, на которой расположены кнопки управления воспроизведением и записью, регулятор темпа, навигационные индикаторы. Большую часть окна занимают 4 блока - 2 синтезатора TB-303 (сверху), драм-машины TR-808 (третья сверху) и TR-909 (нижняя). Справа расположена панель эффектов. Давай, дружок, разберемся с каждой из них.

Начнем с транспортной панели. Слева находится регулятор Shuffle. Он позволяет создавать Shuffled-ритм, т.е. свинговый. Попробуй сам, и ты поймешь, о чем я. Дальше - регулятор темпа. Над ним расположены индикаторы подключения MIDI и синхронизации. Берем правее. Тут мы видим кнопки управления воспроизведением и записью, как на магнитофоне. Над ними находится очень важный переключатель - переключатель Pattern/Song. В режиме Pattern постоянно проигрывается текущий паттерн, в режиме Song - записанная последовательность паттернов. Справа - индикатор текущей позиции в песне. А еще праве находится очень интересый набор. С его помощью можно зациклить участок или всю песню целиком. В поле Start указывается начало петли, Length определяет ее длину. Все это включается выключателем Loop чуть выше.

Переходим к синтезаторам. Каждая секция состоит из трех панелей: редактора паттернов (слева), самого синтезатора, панели микшера (справа). Редактор паттернов позволяет записать по 8 паттернов (кнопки 1..8) в 4 банка (кнопки A, B, C и D). Чуть ниже расположена кнопка Shuffle, включающая свинговый ритм. Правее его можно выбрать количество шестнадцатых в паттерне. Если задать их количество 12, то можно даже написать вальс :-). Теперь разберемся с панелью микшера. Здесь мы видим регулятор панорамы (Pan), фейдер громкости канала (Volume), кнопки эффектов - Dist(ortion), PCF и Comp(ressor), а также регулятор уровня посыла на Delay. Думаю, здесь все понятно. Далее на очереди непосредственно синтезаторы. Рассмотрим секцию TB-303. Сразу бросается в глаза клавиатура и 6 регуляторов. Клавиатура используется для задания текущей ноты, причем одна октава не предел - с помощью кнопок Up и Down можно задать тон на октаву выше или ниже соответственно. Текущая нота выбирается при помощи кнопок Step и Back и отображается на индикаторе Edit Step. С помощью кнопок со значками ноты и паузы задается, звучит нота или нет. Также привлекают внимание кнопки Accent и Slide. Accent позволяет назначить акцент на текущую ноту, а Slide - фирменная фича - создает плавный переход на следующую ноту. Это не легато - здесь применяется плавное увеличение (понижение) частоты. Слева от клавиатуры находятся кнопки Pitch Mode и Clear. Со второй все понятно - она стирает весь паттерн, а первая включает режим забивки мелодии - при нажатии кнопки на клавиатуре осуществляется автоматический переход на следующую позицию. Сверху находятся 6 регуляторов и селектор формы волны. Можно выбрать полообразную или прямоугольную волны. Разберемся с регуляторами. Tune задает тональность, Cutoff - частота среза фильтра, Res - резонансная частота, Env.Mod - модуляция огибающей, Decay - скорость затухания ноты, Accent - уровень нот, помеченных акцентом.
Теперь драм-машины. По управлению они мало отличаются друг от друга, поэтому рассмотрим одну из них - TR-909. Внизу находятся 16 кнопок, отвечающих за каждую шестнадцатую в такте. Кнопки имеют 3 положения: не нажата (нет звука), тихий удар, громкий удар. Помимо этого, можно назначить акцент на каждую шестнадцатую, при этом все инструменты на этой доле будут иметь акцент. Сверху идет ряд секций, отвечающих за каждый инструмент. Они обозначаются так: AC (AcCent) - назначить акцент, BD (Bass Drum) - бочка, SD (Snare Drum) - малый барабан, LT (Low Tom) - большой том, MT (Mid Tom) - средний том, HT (Hi Tom)- малый том, RS (RimShot) - ребро барабана, CP (ClaP) - хлопок в ладоши, CH (Closed Hat) - закрытый хэт, OH (Open Hat) - открытый хэт, CC (Crash Cymbal) - крэш-тарелка, RC (Ride Cymbal) - райд-тарелка. Одновременно не могут звучать открытый или закрытый хэт, что, в принципе, логично. Каждая секция имеет несколько регуляторов, задающих тон, уровень, время затухания и т.д. Слева находится кнопка Flam - если при этом режиме назначить удар на какую-либо долю, то получится что-то вроде короткой дроби. Вот так.

Теперь Панель эффектов. Начнем сверху.Первая панель - Master. Здесь находится регулятор общей громкости, а также кнопка включения компрессора на Master. Дальше идет секция PCF (Pattern Controlled Filter - управляемый паттернами фильтр). Его можно включить только на 1 синтезатор или драм-машину соответствующей кнопкой. Слева вверху выбирается паттерн (шаблон) для эффекта, справа выбирается тип фильтра - BP (Band-Pass - полосовой) или LP (Low-Pass - низкочастотный фильтр). Ниже находятся 4 регулятора: Freq -центральная частота фильтра, Q - его добротность или ширина полосы фильта (чем больше Q, тем Уже полоса), Amt - степень воздействия фильтра на сигнал и, наконец, Dec - скорость затухания сигнала. Двигаемся дальше. Под PCF мы видим секцию Delay. Слева вверху выбирается интервал задержки. Здесь все интервалы дискретны и зависят от темпа. Я всегда использую 3, т.к. при таком значении получаетя наиболее красивый эффект. Правее можно выбрать характер привязки к темпу - по шестнадцатым или по триолям. Слева внизу находится регулятор Pan - панорама сигнала на выходе блока. Справа - регулатор Feedback - степень обратной связи. А теперь - самая любимая примочка любителей тяжелого звука - секция Distortion. Тут всего 2 регулятора - Amount и Shape. Поиграйся с ними сам и найди свой звук. Последняя секция - Comp. Это самый обычный компрессор. Слева - регулятор Ratio - степень компрессии, справа - Threshold - максимальный уровень линейного участка. Если подключить его на TR-909, можно получить довольно оригинальные барабаны.
PCF и Comp можно подключать только к одному каналу, а delay и distortion - сразу к нескольким, причем настройки примочек будут общими.

Все, практически все манипуляции с кнопками и регуляторами, кроме тех, что находятся на транспортной панели, можно записать в течение песни. Для этого надо выбрать необходимый участок (Loop), нажать кнопку Record на транспортной панели, и начать воспроизведение. Теперь можно крутить любые ручки и нажимать на любые кнопки - все это будет записано, и при следующем воспроизведении проиграно.

2. Создание композиции.

Пришло время попробовать все на практике. Сейчас мы с тобой сделаем небольшую песенку в RB. Запускай программу. Если запускаешь ее в первый раз, RB попросит выбрать драйвер звуковой платы и другие настройки. Укажи все, что у тебя есть, и закрывай окно. При запуске RB создает новый документ. В нем куча паттернов, по сути, весьма отстойных. Они будут только мешаться, поэтому мы это исправим. Закрывай документ, не сохраняясь, и жми File>Open. В диалоге открытия файла выбери папку "Default Songs" в каталоге программы. Здесь нам нужен файл "Silent Default Song.rbs". Открывай. Теперь идем в Edit>Preferences программного меню. Вылезет знакомое окошко настройки. Там внизу есть две кнопки - Use Factory Defaults и Use Current Song. Нам нужна последняя. Нажимай ее и закрывай окно. Закрывай документ и создавай новый (File>New). Теперь у нас девственно чисые паттерны. Ну что ж, с настройкой покончено, можно приниматься за дело.

Превым делом, подними уровень микширования для TR-909, а также выкрути до упора ручку "Level" для инструмента BD. Теперь надо создать бит. Кликай внизу секции BD, там должна загореться лампочка. Теперь расставляй бочку по позициям 1, 5, 9, 13. При этом на каждую кнопку надо нажимать по 2 раза, иначе звук будет очень тихим. Расставил? Теперь выбирай CH и расставляй на 1, 2, 5, 6, 9,10, 13, 14. У OH надо немного прибрать значение Decay примерно до 60% и расставить по позициям 3, 7, 11, 15. Нажимай пробел и слушай. Пупс-пупс-пупс-пупс.... :-) Можно еще поставить Clap на 5 и 13 позиции. Так, с ритмом разобрались, можно сотворить и басовую партию. Возьмем для этого 2-й TB-303. Сокращай количество нот в паттерне до 4 (внизу секции Pattern). Кнопкой Step дойди до третьей доли, включи ее (кнопка с изображением шестнадцатой) и поставь на нее Slide. Теперь все регуляторы синтезатора кроме Tune и Decay надо выкрутить до конца влево. Tune оставь как было, а Decay выкрути вправо. Теперь нажми кнопку Dist на микшерной панели. В секции Dist панели эффектов надо поставить регулятор Amount в положение примерно первого деления после нуля, а Shape на одно деление от конца. Послушаем... Прикольно, но однообразно. Сейчас мы сделаем небольшую модуляцию. Щелкни куда-нибудь в области синтезатора и нажми Ctrl+C. Теперь переключи на 2-й паттерн и нажми Ctrl+V. Мы скопировали паттерн и над копией сейчас будем издеваться. Найди 3-ю позицию и укажи вместо До Соль-диез на октаву ниже. Для этого нажми кнопку, соответствующую Соль-диез и нажми кнопку Down. Тоже самое нужно проделать и с четвертой долей. Это можно было проделать и другим способом - Edit>Transpose и там указать количество полутонов, на которое нужно транспонировать. В нашем случае это -4. Настало время сделать какой-нибудь рифф. Верни 1-й паттерн. Переходи на 1-й синтезатор. Здесь начнем с ручек. Tune выкручивай вправо, Cutoff - примерно 20%, Reso - 50%, Env.Mod - 30%, Decay - до конца, Acc - 0. Далее Edit>Transpose на 12. Этим мы поднимаем весь паттерн на октаву вверх. Назначай звучащими нечетные доли, а их значения я покажу таблицей:

Доля 1 3 5 7 9 11 13 15
Нота C D# F A# C D# F C#

Поставил? Послушаем... Не впечатляет.... Займемся эффектами. Первым делом жми на Dist. Теперь поиграемся с панорамой. Поверни ручку Pan градусов на 30 влево. Теперь выкручивай до конца Delay и на панели эффектов в секции Delay поверни ручку Pan вправо на столько же. Послушаем... Уже лучше. Настало время PCF. Включай его на канал 1-го синтезатора. В секции PCF выбирай 14 паттерн (потом можешь выбрать любой, но сейчас больше подходит 14). Фейдер Freq устанавливай примерно на 50%, Q - 100%, Amt - 90%, Dec - 60%. Тип фильтра - LP. Теперь включай воспроизведение и подгоняй все по звуку - как больше нравится.

Hosted by uCoz